Dasania iforum. Форум Дасаниа

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Dasania iforum. Форум Дасаниа » Науки » Абхазы, карачаевцы и балкарцы: фамильные схождения


Абхазы, карачаевцы и балкарцы: фамильные схождения

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Выявление этногенетических связей абхазов с народами Северного Кавказа с последующим изучением истории образования и развития абхазских, абазинских, адыгских, карачаевских, балкарских, осетинских и иных фамилий имеет большое практическое и теоретическое значение для установления подлинной истории народов Кавказа и характеристики всего комплекса этнокультурных связей между ними. Интерес, проявляемый исследователями в области выявления и изучения генеалогии и антропонимии кавказских народов, вполне закономерен. Относительно точное и полное описание фамильных групп, достигаемое путем анализа и сопоставления фактов и сведений истории, этнологии и лингвистики, указывает не только на этногенетическую и этнокультурную близость народов Кавказа, но и выявляет основные источники их исторической общности и, самое главное, способствует гармонизации межнациональных отношений в регионе.
Антропологическая близость, выявленное языковое сходство, единство материальной и духовной культуры народов Кавказа свидетельствуют о том, что здесь, на Кавказе, в древнейшую эпоху бытовала довольно однородная культурная среда, состоявшая из племен кавказского субстрата, представители которой примерно с VII века до нашей эры по период раннего средневековья находились под мощным воздействием ираноязычных и тюркоязычных племен. В результате языковой ассимиляции кавказские предки карачаевцев и балкарцев, осетин, некоторых других алтайских и индоевропейских по происхождению народов Кавказа, не теряя генетических основ кавказского субстрата, перешли на новые языки. Долгое время субстратные элементы кавказского происхождения в карачаево-балкарском, осетинском, кумыкском, грузинском, мегрельском, сванском, армянском и иных языках оставались в тени. Этимологическая работа последних нескольких десятилетий прошлого века выявила, что в указанных языках имеются значительные пласты лексических, фонетических, морфологических и синтаксических элементов кавказского происхождения.
Новейшие исследования, проведенные учеными в области изучения проблем этногенеза кавказских народов, подтверждают выводы специалистов об автохтонно-кавказском происхождении целого ряда народов Кавказа, говорящих не на кавказских языках. В частности, научная конференция, проходившая в г. Карачаевске в сентябре 1994 года, обсудив проблему этногенеза карачаевцев и балкарцев, пришла к выводу о том, что «автохтонными предками карачаевцев и балкарцев являлись коренные кавказские племена, смешавшиеся с тюркоязычными скифами, гунно-сарматами, алано-асами и хазаро-булгарами» (Цит.по: Лайпанов К.Т. Этногенетические взаимосвязи карачаево-балкарцев с другими народами. Черкесск, 2000, с. 6).
Вместе с тем, ряд известных историков Кавказа бездоказательно пытаются приписать происхождение палеокавказцев своим этническим предкам. Так, например, известный ингушский историк Н. Кодзоев утверждает, что носители северокавказской археологической культуры, генетически связанной с майкопской, «говорили на древнеингушском языке и являлись далекими предками ингушей» (Кодзоев Н.Д. История ингушского народа: С древнейших времен до конца XIX века. Магас, 2002, с. 25). Тот же автор считает, что на древнеингушском языке говорило и первоначальное население Абхазии, о чем, якобы свидетельствует «большое количество нахских топонимов в Колхиде» (Кодзоев Н.Д. Указ. соч., с. 83). Далее Н.Д. Кодзоев пишет, что ингуши являются единственным автохтонным народом и на территории Грузии и что древнегрузинский народ образовался в результате смешения протокартвельских племен, прибывших в Грузию на рубеже IV-III веков до н.э. «с автохтонными нахоязычными (древнеингушскими) племенами, в результате чего сложился древнегрузинский народ» (Кодзоев Н.Д. Указ. соч., с. 85).
О предположительно индоевропейском происхождении палеокавказской общности, представленной племенами кобанской культуры, пишут известные осетинские историки М. Блиев и Р. Бзаров. В написанной ими книге по истории Осетии для учащихся средних школ мы читаем: «Язык, на котором говорили кобанцы (племена кобанской культуры), неизвестен. Существует предположение, что они были индоевропейским народом. Древнейшее присутствие индоевропейцев (и, прежде всего индоиранцев) на Кавказе хорошо прослеживается по географическим названиям. Имена крупнейших горных вершин и рек, как и само слово «Кавказ», объясняются из индоевропейских языков» (Блиев М.М., Бзаров Р.С. История Осетии с древнейших времен до конца XIX века. Владикавказ, 2000, с. 14).
Известному карачаевскому историку К.Т. Лайпанову представляется, что и носители майкопской культуры, и древние шумеры, и большинство автохтонных народов Кавказа принадлежали к тюркскому этническому миру. Согласно этому автору, «древние шумеры, предки которых жили в Восточной Европе, участвовали сначала в формировании тюркоязычного пласта на Северном Кавказе в лице носителей майкопской культуры ранней бронзы, распространенной с середины III до середины II тысячелетий до н.э. от Дагестана  до западных границ Краснодарского края» (Лайпанов К.Т. Этногенетические взаимосвязи карачаево-балкарцев с другими народами. Черкесск, 2000, с. 8). Отрицая участие индоевропейцев (и, прежде всего индоиранцев) в процессе формирования народов Северного Кавказа и проявляя противоречивость в собственных суждениях, К.Т. Лайпанов считает, что «все народы, ныне проживающие на Северном Кавказе, сформировались из местных автохтонных кавказских племен и пришлых тюркоязычных кочевников в результате их смешения» (Лайпанов К.Т. Указ.соч., с. 9).
Несмотря на противоречивость целого ряда утверждений тех или иных авторов, существующие исторические, этнографические, археологические и лингвистические материалы убеждают нас в том, что абсолютно все современные народы Кавказа связаны друг с другом общностью происхождения от палеокавказского этномассива. Именно поэтому и этногенез кавказских народов, и фамилиогенез их составляющих групп невозможно рассматривать вне связи с проблемой происхождения палеокавказской этнической общности или иными словами кавказского субстрата племен. С этой целью мы и коснулись здесь этой актуальной темы.
Исторические, генеалогические и этнокультурные связи абхазов с карачаево-балкарцами выявляются по многочисленным научным материалам,  обусловленным  схожим развитием исторических судеб, территориальной близостью, миграционной активностью населения в дореволюционные годы, а также интенсивностью культурного и экономического общения. Эти взаимосвязи выявляются и благодаря наличию в карачаево-балкарской среде фамилий абхазского происхождения и наличию в абхазской среде фамилий, происходящих из Карачая и Балкарии, бытованию в той и другой среде общих антропонимов, связанных с различными лексемами абхазского и карачаево-балкарского языков.
Причем к абхазам и абазинам наиболее близки карачаевцы, чем балкарцы. Объясняется это, в основном, территориальной близостью Абхазии и Карачая. Данное положение находит подтверждение и в трудах известных карачаевских и балкарских историков. В частности, историк У.Б. Алиев из Кабардино-Балкарского государственного университета считает, что «карачаевцев и балкарцев на современном этапе развития считать одной и той же народностью нельзя, т.к. после их территориального расчленения, приблизительно в  XIII – XIV вв. этноэкономическая  и культурно-историческая связь предков карачаевцев и балкарцев была прервана недоступными отрогами гор Кавказа и народами, закрывавшими выходы из ущелий на равнину» (О происхождении балкарцев и карачаевцев. Материалы научной сессии по проблеме происхождения балкарского и карачаевского народов. 22-26 июня 1959 года. Нальчик, 1960, с. 242). «Если балкарцы, - продолжает У.Б. Алиев, - расселившиеся по ущельям юго-восточной части северного склона Кавказского хребта, были больше связаны в течение многих веков со сванами, осетинами, кабардинцами, которые обусловили  этническое, экономическое, языковое и общественно-политическое своеобразие жизни балкарцев, то карачаевцы, расселившиеся по ущельям северо-западной части северного склона Кавказского хребта, были больше связаны с абхазами, абазинами, черкесами, убыхами, шапсугами, ногайцами, кавказскими греками, сванами, грузинами и русскими…» (Там же, с. 242). Здесь автор неспроста упомянул об абхазах  и абазинах в первую очередь. В действительности, доля фамилий абхазо-абазинского происхождения в составе карачаевского народа несравненно больше доли фамилий того же происхождения в составе балкарского народа. Этнический состав балкарского народа, по словам У.Б. Алиева, «характеризуется большим, чем в Карачае, числом выходцев из Кабарды, Осетии и Сванетии» (Там же, с. 243). Даже в языке карачаевцев гораздо больше абхазских, абазинских, убыхских, шапсугских,  адыгейско-черкесских  и русских заимствований, чем в балкарском языке.
Близость абхазской и карачаево-балкарской антропонимических систем, особенно в области бытования личных имен, далеко не всегда свидетельствует об определенных генетических   связях между ними, Тем не менее, как мы считаем, имена, тем более, имена, заимствованные абхазами от карачаево-балкарцев и карачаево-балкарцами от абхазов, несут довольно ценную информацию. Здесь необходимо учитывать и тот факт, что собственные имена, в отличие от имен фамильных, более подвержены языковому взаимодействию, более зависимы от исторических и этнографических реалий и, наконец, они более архаичны в сравнении с фамильными именами.

2

В абхазской и в целом абхазо-адыгской антропонимии существуют довольно продуктивные элементы тюркского происхождения, заимствованные через посредничество северокавказских тюркоязычных народов и, прежде всего, карачаевцев и балкарцев. Среди этих антропонимических элементов наиболее известны: «хан»- титул феодального правителя у народов алтайской языковой семьи, который первоначально был широко распространен в мужской антропонимии, но затем, по мере его десемантизации, все чаще стал употребляться в женской антропонимии (в абхазской антропонимии элемент «хан» встречается в мужских именах Ахан, Исхан, Маханбей, Хангерий и в некоторых других; в женских именах – Аштырхан, Джаабахан, Казырхан, Кайматхан, Ханиа, Харихан и т.д.; в абхазских фамилиях - Ахан-ипа и Ханагуа) ; «кан»- полисемичное тюркское слово, обозначающее такие понятия, как  «кровь, царь, хан, воспитанник» (элемент «как» в абхазской антропонимии встречается в мужских именах Елкан, Зауркан, Кан, Кансоу, Канчобей, Татаркан, Темиркан, Торкан, Урыскан и т.п.; в женских именах данный элемент нами не зафиксирован; в абхазских фамилиях – например, в фамилии адыгского происхождения Канхуа); «бей»- элемент, являющийся принадлежностью исключительно мужских имен (как, например, Асланбей, Баталбей, Карбей, Нурбей, Хасанбей и т.д.; Элемент встречается и в абхазском фамильном имени Беиа); «бек» - элемент, происходящий из тюркского «бек» в значении «господин, начальник, глава племени, помещик» (данный элемент встречается в мужских именах Асланбек, Заурбек, Талумбек и прослеживается в фамильном наименовании Шубекиа); «гери» («кери») – элемент, происходящий от названия династии татарских ханов, основавших  в XV веке Крымское ханство (встречается в мужских именах Азаматкери, Батангери, Джангери, Сахаткери, Фаткери и т.п., а также в фамильном наименовании Гериа).
Существует и целый пласт общих имен, одинаково распространенных как в абхазской, так и в карачаево-балкарской антропонимии. Это такие мужские имена, как Абрек (у абхазов - Абрег), Адамей (Дамей), Азамат, Азаматгерий (Азаматкери), Азрет, Алхаз (Алхас), Анзор, Арсен (Арсана), Аслан, Асланбек (Асламбек), Аслангерий, Асланук, Астемир (Астамур), Ахмат, Ачахмат (Чахмат), Барак, Баталбий (Баталбей), Батока (Батакуа), Баттал (Батал), Батыр, Билял (Билал), Датта (Дата), Даут, Дидин (Дадын), Джансох (Джансух), Джантемир, Джигит (Джгыт), Заур, Зураб, Ибрагим (Ебырхам), Идрис (Едрыс), Инал, Ислам (Еслам), Исмаил (Смел), Исхак (Есхак), Казим (Кязым), Керим, Карча (Карач), Локман, Маджит, Мамсур (Мамсыр), Махмут (Махмед, Махмат, Махмут), Махти, Мисир (Мсыр), Мурат, Мустафа, Мухаджир (Мхаджир), Мурзакул, Муртаз, Назим, Наварбий (Наварбей), Наурбий (Нурбей), Нахар, Ниязбий (Нязбей), Нурий (Нури), Омар, Осман, Отар, Паго, Рамазан (Рамзан), Рашид, Сагатгерий (Сахаткери), Саид, Салим (Селым), Сафар, Сафарбий (Сафарбей), Сеит, Солтан (Султан), Сосран (Сасран), Сосрук (Сасрыкуа), Татаркан, Татластан, Темир, Темиркан, Темурка, Хабиж (Хабидж), Хаджи, Хазгерий (Хадзгери), Халил, Хамзат, Хангерий, Хапача, Харун, Хасан, Хашим, Хусин, Шабат, Шагабан (Шаабан), Шамил (Шамел), Элькан (Елкан), Якуб и т.д.; женские имена - Ада, Аза, Азиза (Зиза), Баблина, Джамиля, Зина, Куна, Мадина, Рабият, Рада, Саида, Салима (Селма), Сырма, Тамара, Фатима, Хамида, Ханий (Ханиа), Ханифа, Шамса (Шамсиа) и т.д.
Среди карачаево-балкарских имен встречаются мужские и женские имена абхазского происхождения, связанные с различными лексемами абхазского языка, а также имена отфамильного и отэтнонимического характера. К таким именам относятся: имя Шханука (буквально, «идущий в гору»), Мза («луна»), Аха (от абхазо-абазинского «ах» - «аха» в значении «царь, князь, господин»), Апсуа («абхаз»), Джаппу (от фамильного наименования абхазского рода Джопуа-Аджапуа) и Маршан (от фамильного наименования абхазского рода Маршаниа).
Приведем несколько примеров. Вместе с Даулеттукой, Байрамом и Огурлу Джуртубаевыми, упомянутыми в качестве подданных князей Урусбиевых, вернувшихся в Верхний Баксан из Карачая, значится Шханука Джуртубаев  (См.: Мусукаев А.И. Балкарский «тукъум». Нальчик,1978, с. 21). Абхазское слово «амза» («луна») прослеживается в двух карачаево-балкарских фамилиях - Мызалары (Мзаевы) и Мызылары (Мизиевы). В карачаево-балкарской антропонимии имя Мза считается мужским, что соответствует абхазским мифологическим представлениям, в соответствии с чем, Луна воспринимается как существо мужского пола. Упоминание имени Мза содержится в одной из работ профессора А.И. Мусукаева, где автор, в частности, пишет: «Браки запрещены между представителями разных фамилий - в прошлом выходцев из одного тукума. Это относится, например, к Чочаевым, Цораевым и Мизиевым, поскольку основателями тукумов были родные братья Чочай, Цора и Мза» (См.: Мусукаев А.И. Указ. соч., с. 122). Аха – так звали сына Кучука Ачабаева из фамилии Гочияевых, которые, в свою очередь, произошли от имеретинского князя Гочи Джапаридзе. Аха Ачабаев вместе со своими братьями Исмаилом, Адраем и Кон-Алием после раздела образовали в Верхнем Баксане многочисленный квартал Ачабаевых (См.: Мусукаев А.И. Указ. соч., с. 24). Апсуа Курданов был праправнуком праправнука Курдана, являвшегося выходцем из Грузии. Согласно генеалогии Курдановых, Апсуа был сыном Шимауха, внуком Бешту, правнуком Жаппе, отца которого звали Санграу, деда - Тау-Болат, прадеда – Мырзабек, прапрадеда – Тейрекул и, наконец, отца последнего – Курдан (См.: Мусукаев А.И. Указ. соч., с. 17).
Многовековые контакты абхазов с карачаевцами, как с ближайшими соседями, обусловили возникновение в абхазской среде таких отэтнонимических фамилий карачаевского происхождения, как Акарач и Карчаа, а также довольно популярного в  XIX веке среди абхазов мужского имени Карач. Представители фамилии Акарач в настоящее время проживают лишь на территории Турции, куда их предки вынуждены были переехать во второй половине XIX века в связи с трагедией махаджирства. Встречаются они среди абхазов, проживающих в местечке Агапынар-Кейю в Турции. Представители фамилии Карчаа, возможно, находящиеся в ближайшем родстве с северокавказскими Карчаевыми, ныне проживают в Абхазии и далеко за ее пределами. В Абхазии носители фамилии Акарач в XIX веке проживали в селении Ажара. Здесь в  1867 году  жили братья-однофамильцы Мустафа, Хусейн, Сеид, Бечуа, Хаджадлы, Беюдан, Бивлан, Ахмат, Науруз, Абдул, Карабек, Кужлат, Татаркан, Батыргирей, Якуб и Батырзач Акарач.
Среди абхазских и карачаево-балкарских фамилий немало сходных фамилий, совпадающих по своим корням и, порой, отражающих различные абхазские по происхождению суффиксы, аффиксы и фамильно-патронимические форманты. Часть из них, безусловно, принадлежит по своей этимологии к абхазскому языковому миру и имеет вполне доказуемое абхазское происхождение. Другая часть, возможно, имеет карачаево-балкарские истоки в своем происхождении. В целом, список абхазо-карачаево-балкарских фамильных схождений довольно внушителен, что красноречиво свидетельствует об уровне этнокультурных контактов между указанными народами в прошлом и глубине их генетических взаимосвязей. Итак, в среде карачаево-балкарских фамилий встречаются фамилии, которые по своей форме и значению весьма близки к абхазским фамилиям. Это такие фамилии, как  Абазаевы, Абазалиевы, Агерджановы (фамилию Агырджанлары сравните с абхазской фамилией Гырджын, встречавшейся в XIX веке в горном обществе Дал-Цабал на территории Абхазии; кстати, фамильное имя «Гырджын» в переводе с карачаево-балкарского языка означает «чурек, лепешка, хлеб»), Аджиевы (ср.с абхазской фамилией Ажиба, абазинские представители которой живут в Карачаево-Черкесии и записаны как «Аджиевы» в официальной документации), Акаевы (данная фамилия весьма близка по звучанию к абхазской фамилии Акаба), Акушуевы (ср. с фамилией абхазов, проживающих ныне в Сирии, - Акушба), Алтуевы (ср.с Алтейба), Анаевы (ср.с очень древней и редкой фамилией Анба), Апсуваевы, Аргуяновы (ср. с абхазской фамилий Аргун), Асановы (ср. с древнеабхазской фамилией Асанба), Атаевы (ср. с Атейба), Ахияевы (ср. с Ахиба), Ашашаевы (ср. с абхазским словом «ашаша» в значении «яркий» и фамильным наименованием Шаше, которое в ряде письменных источников фиксируется в качестве формы написания фамилии абхазских владетельных князей Чачба-Шервашидзе), Берекетовы (согласно генеалогическому преданию, Берекетовы происходят от абхазской фамилии Гожба), Биджиевы (ср. с Абиджба), Габараевы (ср. с Габраа или Габриа), Гемуевы (ср. с Гемуа), Гериевы (ср. с Гериа), Гогуевы (ср. с Гогуа), Гочуевы (ср. с Гочуа), Гулиевы (ср. с Гулиа), Гумаевы (ср. с Гумба или Агумаа), Кациевы (ср. с Кациа), Козбаевы (по официальной версии, отраженной в научной литературе, Козбаевы произошли от абхазской фамилии Коцба, правильнее - Куадзба), Караевы (ср. с Карба), Карчаевы (ср. с Карчаа), Лайпановы (ср. с известной абхазской фамилией патронимического происхождения Лапан-ипа), Маршанкуловы (в данной фамилии прослеживается фамильная основа известного абхазского рода Маршаниа), Нанаевы (ср. с Нанба), Тамбиевы (ср. с известной абхазо-адыгской фамилией Тамбиа-Тамбиевых), Трамовы (ср. с влиятельной абхазо-абазинской фамилией Трам), Чанаевы (ср. с Чанба или Чаниа), Чегембаевы (ср. с фамилией Чегем или Чегемба, представители которых до конца XIX века проживали в горных обществах Абхазии), Чочуевы (ср. с Чочуа), Шереметовы (ср. с Шармат).
Многие исследователи, изучавшие историю и этнографию карачаево-балкарского народа, неоднократно обращали внимание на многочисленность фамилий иноэтничного происхождения в его составе. «Уже сама этимология фамилий, очень многочисленных, - писал Б. Миллер, - указывает на их «заграничное» происхождение: таковы, например Кумыковы, Калмыковы, Ногаевы. Имеретия, Абхазия, Сванетия и Кабарда тоже поставляли предприимчивых людей, основавших в Карачае многочисленные роды» (Цит. по: Асанов Ю.Н. Родственные объединения адыгов, балкарцев, карачаевцев и осетин в прошлом. Генезис и проблемы типологии. Нальчик, 1990, с. 147).
По имеющимся данным, в 1865 году карачаевцев насчитывалось до 13 тысяч человек. Согласно документу, хранящемуся в фонде Госархива Северной Осетии-Алании, численность шадибековцев в 1874 году  равнялась 170 семьям. Немало было и Аджиевых или Ажиевых, в составе которых очень часто встречались довольно многочисленные семьи. Например, у Али Аджиева, согласно В.М. Сысоеву, описавшему внутрисемейные отношения карачаевцев в начале второго десятилетия XX века, 9 сыновей и 11 дочерей (См.: Асанов Ю.Н. Указ.соч., с. 31).
Кавказцы весьма трепетно относятся к своему фамильному имени. Фамильное имя в среде кавказских народов, по мнению самих же кавказцев, довольно определенно указывает на то или иное объединение близких родственников, считающихся людьми «одной крови и вены», ведущих свое начало от одного предка или корня, сохраняющих в той или иной форме общественное и идеологическое единство,  носящих общефамильное наименование, которое образовывается от фамильной основы, различных суффиксов и аффиксов, а также оформленное известными  фамильно-патронимическими формантами. Фамильное имя принадлежит фамилии и передается внутри ее группы от одного поколения к другому. Однофамильцы считают и называют себя близкими родственниками, братьями и сестрами, даже в том случае, когда не помнят из-за давности лет реальной генеалогии родства. Кстати подобное положение характерно как для абхазов, так и для карачаевцев и балкарцев.
Абхазы, карачаевцы и балкарцы придерживаются правил экзогамии. В брак не имели права вступать между собой представители одной  и той же фамилии, члены нескольких родственных между собой фамилий, фамилии, связанные не только кровным, но и фиктивным родством. В частности, они свято соблюдали так называемое молочное родство. Согласно А.И. Мусукаеву, «брак у балкарцев запрещался до седьмого колена также между представителями семьи, где молодой проводил первые дни после женитьбы» (Мусукаев А.И. Балкарский «тукъум». Нальчик, 1978, с. 126).
Тем не менее, в карачаево-балкарской среде имеются и некоторые исключения из этого правила. К примеру, представители фамилии Байрамкуловых относятся к двум различным фамилиям. Одни Байрамкуловы происходят от Науруза – ближайшего соратника легендарного предводителя карачаевцев Карчи, другие, по сведениям историка М. Баразбиева, по отцовской линии происходили из Кабарды, а по материнской – из Абхазии.  Вот, что по этому поводу пишет сам М. Баразбиев: «Фамилия узденей Байрамкуловых считалась в Карачае одной из древних и происходила от одного из ближайших соратников легендарного предводителя карачаевцев Карчи - Науруза. Однако у Байрамкуловых имелись и однофамильцы, не связанные с ними единым происхождением, но носившие эту фамилию, так как они являлись их подвластными. Возникновение рода этих Байрамкуловых зафиксировано дореволюционным исследователем Карачая  Н. Иваненковым. Иваненков, описывая историю вдовы Гога Байрамкуловой, сообщал следующее: "Отец ея был уворован в Абхазии и был кулом, или рабом, у Али Кубаева: ея муж был уворован в Кабарде и был рабом у Хамзы Байрамкулова". Таким образом, видно, что у данной линии рода Байрамкуловых присутствует абхазское и кабардинское происхождение, а своим фамильным наименованием они обязаны своим владельцам» (Баразбиев М. Указ. соч. По данным  Интернета).

3

Историки и этнологи в процессе изучения этногенетических связей между различными народами сталкиваются с очень сложными проблемами, имеющими зачастую искусственный характер. Для того, чтобы исследователь добился реального успеха в деле выявления правдивой историко-этнографической информации, он должен знать, что: 1) лингвистическая принадлежность фамильного имени к тому или иному языку довольно часто не отражает всей правды об истории происхождения его носителей; 2) совпадение основ двух или более фамильных имен не всегда свидетельствует о наличии генетических связей между их носителями; 3) генеалогические предания, сообщаемые исследователям представителями тех или иных фамилий, довольно часто не соответствуют исторической действительности; 4) порой та или иная фамилия, в силу различных обстоятельств, присваивает себе чужое фамильное имя, подгоняя свою генеалогию под известную в народе историю его законных носителей; 5) нередко представители тех или иных фамилий, покрывая неведение о собственном происхождении, выводят свою родословную из-за пределов занимаемой территории, что дает им возможность  по своему усмотрению преувеличить и приукрасить версии происхождения их фамилий.
Некоторые из указанных здесь проблем проявляются и в процессе изучения генетических связей между абхазскими и карачаево-балкарскими фамилиями.
Так, например, абазинские историки единогласно утверждают об абхазо-абазинском происхождении известной и многочисленной карачаевской фамилии Хубиевых. В частности, абазинские ученые С.Х. Ионова и А.Х. Татаршао в научной статье «Из истории изучения абазинской ономастики» отмечают, что фамилия Хубиевых в настоящее время на территории Карачаево-Черкесии бытует в искаженной форме Хвбий (Хубиев), в ауле Гумлокт Малокарачаевского района они известны также под фамильным наименованием Джьгытыраа. «Абхазо-абазинский вариант Хвыба, - считают они, - состоит из хва «гора, скала» и патронимического элемента –ба «сын». В целом, фамильное имя «Хубиев» в переводе с абазинского языка означает, по мнению указанных авторов, «сын гор», «горец» (См.: Современные проблемы кавказского языкознания и фольклористики. Сухум, 2000, с. 160).
О своих абхазских истоках в беседах с нами неоднократно заявляли и сами представители этой фамилии. Говоря об иноэтническом происхождении некоторых карачаевских фамилий, выдающийся ученый Б. Миллер писал, что «поколение шатбэклэров, происходящих от Шат-бека, из племени кизилбеков (по преданию), обнимает фамилии Хубиевых (более 100 дворов), Хасановых, Хачировых и Биджиевых. Особенно тесно ощущают свою родственную связь Хачировы с Хубиевыми, производящие себя от родных братьев, сыновей Шат-бека, предание о чем свежо в памяти обеих фамилий» (Асанов Ю.Н. Родственные объединения адыгов, балкарцев, карачаевцев и осетин в прошлом. Нальчик, 1990, с. 147). Тот же автор приводил и такой пример, касающийся фамильного родства и круга Хубиевых: «Поколение Шат-бека (Шатбеклера) (…), среди которых за последние годы стали встречаться случаи браков,  собралось, не далее как в первых числах июля 1898 года, на родственную сходку, на которой рассуждали о том, чтобы не брать и не выдавать друг за друга девушек, в чем и отбиралась подписка у представителей отдельных фамилий и главнейших дворов» (Асанов Ю.Н. Указ. соч., с. 150).
Касательно принадлежности Шат-бека к племени кизилбековцев, хотелось бы отметить, что кизилбековцы всегда относились к абазинским племенам. Они получили название от княжеского рода Кизилбековых, который, по одному преданию, произошел  от ветви абхазских князей Маршаниа, а по другому – от бежавшего на Кавказ крымского царевича Кызылбека. Однако это сообщение имеет отношение лишь к фамилии, являвшейся главенствующей в племени. Само же племя кизилбековцев состояло из абазин, происходивших от тех или иных абхазских фамильных групп.
Известно, что от карачаевских Хубиевых происходят Машуковы, поселившиеся в районе Пятигорска. «Приведенная М.И. Ермоленко в книге «Предания, легенды и былое ущелий Кабарды и Балкарии, Центральной части Северного Кавказа» (Нальчик,1930, с.5) легенда «О горе Машук», - пишет А.Мусукаев,- повествует о том, что житель Большого Карачая Хубиев из-за кровной мести переселился в одно из кабардинских сел в районе современного Пятигорска. Машуко был непревзойденным мастером оружейного дела, и его в начале XIX века пригласили в Ашабово (Малка). На протяжении жизни не одного поколения Хубиевы из Большого Карачая организовывали фамильные сходы с малкинскими Машуковыми в Пятигорске» (Мусукаев А.И. Века родословий. Нальчик, 1997, с. 315). «Но в Малке,- продолжает тот же автор, - живут и Машуковы, восходящие к адыгскому роду некоего Батыра из-под Майкопа» (Там же, с. 315).
В то же время, некоторые карачаевские историки, как и часть абазин - Хубиевых, с которыми нам удалось побеседовать, утверждают  о своем исконно-карачаевском происхождении. К примеру, карачаевский историк К.Т. Лайпанов включил в состав знаменитой Шатбековской (или Шадибековской) фратрии, которую он считает исконно-карачаевской по  происхождению, фамилии, происходящие от совершенно разных, отличных друг от друга народов. Согласно К.Т. Лайпанову, в эту фратрию входят Хубиевы, Бытдаевы, Биджиевы, Дотдаевы, Кечеруковы, Хасановы, Джашеевы, Тохчуковы, Мырзаевы и Хачировы.
Упоминая знаменитых Шатбэклэров, К.Т. Лайпанов старается скрыть традиционно существующие версии по их происхождению, а название Шатбековской фратрии он фиксирует в несколько измененном виде, очевидно с целью его искусственной тюркизации. «В большой фратрии, - пишет К.Т. Лайпанов,- называемый Шадибековским (от тюркского «шад» - «князь» и «бек» - тоже «князь», второе лицо в государстве после хана), входят, кроме Хубиевых, Бытдаевых и Биджиевых, еще Дотдаевы, Кечеруковы, Хасановы, Джашеевы, Тохчуковы, Мырзаевы, Хачировы – всего 10 фамилий» (Лайпанов К.Т. Указ. соч., с. 32). Согласно тому же автору, «названия всех фамилий, относящихся к трамовцам, хустосовцам, шадибековцам, - тюркские, фамильное наименование Хубиевых в переводе с древнетюркского языка означает «кубанец», что свидетельствует о происхождении их от кубанских булгар (Лайпанов К.Т. Указ. соч., с. 32-33).
Согласно другому автору, Б.Миллеру, Хубиевы относятся к абазинскому племени кизилбековцев, которые по одному преданию произошли от абхазской фамилии Маршаниа, а по другой - от бежавшего на Кавказ крымского царевича Кызылбека. Другая фамилия из "Шатбековской фратрии" - Тохчуковы – принадлежала к фамилиям кабардинского происхождения, о чем свидетельствуют данные Б.Миллера и свидетельства самих Тохчуковых, с которыми мы беседовали, находясь в г. Карачаевске. Кстати, данные о кабардинском происхождении Тохчуковых подтверждают и их племянники, в частности, Шамиль Хубиев – директор СОШ №1 города Карачаевска. Причислив вначале Хачировых к исконно-карачаевским фамилиям из вышеуказанной фратрии, К.Т. Лайпанов затем пересмотрел свою позицию в пользу причисления их вместе с Тебуевыми, Аттоевыми, Шахмурзаевыми, Отаровыми и Рахаевыми к карачаевцам сванского происхождения (Подробнее: Лайпанов К.Т. Этногенетические взаимосвязи карачаево-балкарцев с другими народами. Черкесск, 2000, с. 38).
Других членов фратрии – Хасановых – тот же автор вскоре признал потомками выходца из влиятельной крымско-татарской семьи. В связи со всем вышеизложенным может возникнуть вопрос: если же, к примеру, Хубиевы являются, согласно К.Т. Лайпанову, потомками кубанских булгар, Хасановы - происходят от крымских татар, а Хачировы и вовсе сваны по происхождению, то каким же образом и почему представители разнонациональных и разнорегиональных фамилий считаются близкородственными, избегают заключения браков между собой и входят в единую кровнородственную фратрию?
Вкратце, этногенетическую близость между абхазскими и карачаево-балкарскими фамилиями выявляют следующие данные: 1) по утверждению К.Т. Лайпанова, родоначальник трех влиятельных карачаевских фамилий - Кубановых, Богатыревых и Джатдоевых - абхазский князь Лепсука (правильнее – Тлапсыкуа – Д.Д.), спасаясь от кровной мести, в XVI веке переселился в Хурзук; 2) Кубановы, Богатыревы и Джатдоевы происходят от абхазо-абазинской фамилии Лейба-Лиевых; 3) карачаевские Богатыревы, в свою очередь, стали основателями кабардинских, балкарских и ингушских Богатыревых (кстати последние в настоящее время проживают в Алт-Гамурзиево, Верхних Ачалуках, Сурхахи, Назрани, Пседахе, Базорнике и других населенных пунктах Республики Ингушетия); 4) согласно К.Т. Лайпанову, из Абхазии в Карачай переселились и основатели Козбаевых (Коцба), князья Геляш Яш (правильнее – Эшба – Д.Д.), Кобан Ясхоца (Ашхацаа – Д.Д.) и другие, а также из Абхазии от князей Маршаниа происходят роды Маршанкуловых и Маршановых; 5) согласно данным абхазского этнолога О.В. Маан и историка М. Баразбиева, основатели фамилии Апсуваевых являлся Огурлу - сын абхазского дворянина Омара Мырзакановича Маан, прибывший в Баксанское ущелье из селения Адзюбжа Очамчырского района, женившийся здесь на балкарке из рода Хаджиевых, от которой у него родились двое сыновей: Байрук и Джайнери; 6) предками карачаево-балкарской фамилии Шереметовых являются абазины из рода Шармат, которые в свою очередь происходят от предков, проживавших в Абхазии, и которые имеют в России ближайших родственников в лице одной из древнейших и влиятельнейших на Руси графов Шереметьевых; 7) к исконным абхазо-абазинским фамилиям относится и род Тамбиевых (Тамбиа), потомки которых проживают ныне среди нескольких народов: карачаево-балкарцев, кабардинцев, осетин и армян,  - а предки их происходят из абхазо-абазинского (джикетского) племени мдавеев; 8) к предкам, жившим в Абхазии, восходят корни балкарской фамилии Боттаевых, которые вместе с Геккиевыми (сравните с абхазской фамилией Гегиа), Жоччаевыми и некоторыми другими фамилиями произошли от Атто - первопредка рода; 9) к фамилиям абхазского происхождения относятся балкарцы Джапуевы, являющиеся однофамильцами и потомками абхазов Джапуа и выходцами из местности Хашпсы в Абхазии (здесь следует отметить, что Джапу – первопредок балкарской фамилии Джапуевых переселился в Баксанское ущелье во второй половине XVIII века; вскоре его потомки стали считаться весьма зажиточными людьми, так как являлись владельцами многочисленных земельных угодий и большого количества скота); 10) родоначальником Уртеновых, согласно М. Баразбиеву, является мальчик абазинского происхождения, попавший в Карачай вместе со своей матерью в качестве приданого за абазинскую княжну Лоову, вышедшую замуж за князя Даулет-Герия Крымшамхалова; 11) представители абхазской фамилии Рабая, согласно фамильным преданиям, являются выходцами из северокавказской фамилии Шакуман, которую вполне можно сопоставить с известной балкарской фамилией Шакмановых, откуда, как мы предполагаем, мог быть пленен или уворован родоначальник абхазов из фамилии Рабая; 12) по мнению некоторых информантов из фамилии Кипкеевых, карачаевцы Кипкеевы происходят от родоначальника Чибиша, происходившего родом из Абхазии; 13) выходцами из Абхазии являются, несмотря на этимологическое значение их фамильного имени и Калмыковы, о чем обстоятельно сообщает историк М. Баразбиев.
Упоминая Кубановых, Богатыревых и Джатдоевых, К.Т.Лайпанов отмечает, что, согласно историческому  документу – «Списку лиц свободных сословий бий, чанка и узден в Карачаевском обществе Баталпашинского уезда, составленному в 1874 году сословной комиссией под руководством полковника Николая Григорьевича Петрусевича – Кубановы, Богатыревы и Джатдоевы «считают себя от одного родоначальника с Лиевыми-абазинцами, живущими в Кубанско-Лоовском ауле» (Лайпанов К.Т. Указ. соч., с. 39).
Согласно М. Баразбиеву и О. Маан, внука Огурлу Омаровича Маан, известного в Балкарии как Апсуа Маан, звали Ачахматом Апсуваевым. Ачахмата воспитывали в Абхазии. Он получил образование в Сухуме. Долгие годы балкарские Апсуваевы не прерывали взаимоотношений со своими абхазскими родственниками. Встречи абхазских и балкарских братьев и сестер продолжаются  по сей день. Апсуваевы ежегодно гостят в селе Адзюбжа в Абхазии. Одна из Апсуваевых, а именно Мариам Ачахматовна, после завершения грузино-абхазской войны 1992-1993 годов восстановила свою исконную фамилию Маан.
Представители известной фамилии Тамбиевых, по нашему глубокому убеждению, являются абхазо-абазинами по происхождению. Крупный советский этнограф Л. Лавров, хотя и неуверенно, но все же причисляет Тамбиевых к абазинскому племени тамовцев. Он отмечает, что Тамбиевы происходят от мдавеев-джикетов, а сам термин «там-бий» переводится как «князь тамовский», «князь (племени) там» (Лавров Л.И. Абазины // Кавказский этнографический сборник. Москва, 1955,1 том, с. 29). По имеющимся в науке сведениям, племя «там» впервые упоминается в начале 80-х годов XVIII века. Им управляли князья  Заурумовы, причислявшие себя к роду абхазских князей Маршаниа и аамыста (дворяне) Куджевы.
Однако, несмотря на то, что племя тамовцев историками и этнологами признается в качестве исконно абхазо-абазинского племени, некоторые адыгские ученые продолжают причислять фамилию Тамбиевых  древнеадыгским фамилиям. Так, в частности, на страницах журнала «Генеалогия Северного Кавказа», в статье Р.Х. Темировой  «О родословной адыгского просветителя П.И. Тамбиева» говорится, что абазины, карачаевцы и армяне Тамбиевы происходят от древнеадыгского рода Тамбиевых, представители которых относились к сословию «тлекотлеш».
«Кроме конкретных исторических источников, - пишет Р. Темирова, - адыгское предание сохранило Тамбий как родовое имя еще со времен Инала, родоначальника кабардинских князей. Так в предании о происхождении термина Кабарда говорится, что сподвижником Инала и воспитателем его старшего сына был Кабард Тамбий, и что местожительством князя были верховья р. Псыж (Кубань), подножия крепости Хумаран. По преданию, за заслуги Кабарда в изгнании из страны иноземных врагов обширная территория по обе стороны р. Псыж по указанию Инала стала именоваться Кабардей» (Темирова Р.Х. О родословной адыгского просветителя П.И. Тамбиева // Генеалогия Северного Кавказа. Нальчик, 2002, №2, с. 29).
Довольно интересна судьба балкарцев Боттаевых, корни которых восходят к предкам, проживавшим в Абхазии. Вначале первые представители данного рода, перейдя через горы, прибыли в Карачай, затем подались в Балкарию. Согласно преданию, у Атто, первопредка рода, было пять сыновей: Гекки, Жочча, Ботта, Ахкебек и Атто. В Айлама-Кулаке, после смерти Атто, его большая семья разделяется. «Гекки, - пишет А. Мусукаев, - поднялся в верховья Баксана и осел в местности Угъары-Бакъсан, уже дети его стали зваться Геккиевыми. Второй по возрасту брат Жочча собрал выделенную ему часть имущества и подался в Карачай. Сегодня Жоччаевы одна из крупных фамилий Карачаево-Черкесии. Ботта, Ахкебек и Атто обосновались в Безенгийском ущелье на местности Жуушку» (Мусукаев А.И. Века родословий. Нальчик, 1997, с. 75).

4

По словам того же автора, однажды между семьями братьев Боттаевых и одним из родов, живших в Бек-Коле происходит кровное столкновение, в результате которого последние, чтобы как-то сохраниться, бежали в Докшукино. Опасаясь за свои семьи и боясь, что беглецы привлекут на свою сторону кабардинских владельцев, Боттаевы уходят за перевал, в Сванетию, и там живут около 20 лет. «Один из взрослых сыновей Ботта, - рассказывает А. Мусукаев, - женится на девушке из рода Кахиани, дети которых некоторое время называют себя Боттаниани» (Мусукаев А.И. Указ. соч., с. 76). Затем они принимают фамилию матери. По прошествии 20 лет братья Боттаевы по просьбе односельчан Шююшевых возвращаются в Безенги. Отныне они расселяются по многим селам Кабарды и Балкарии, а некоторые  из них даже оказываются в Осетии и Средней Азии, где в настоящее время проживает тридцать семей Боттаевых. А в середине сентября 1991 года на родовых землях был организован фамильный сход Боттаевых, куда съехались до 270 человек – членов фамилии из 21 населенного пункта КБР (Там же, с. 76).
Согласно сообщению одного из наших информаторов, Абрека Маджировича Коркмазова из Учкулана Карачаево-Черкесской республики, карачаевцы Коркмазовы, Джанибековы и Семеновы являются братьями, происходящими от абхазов и абазин из рода Трам. По его словам, даже герб этих трех братских фамилий именуется как «Трам тамга».
Выходцем из Абхазии, согласно утверждению А.И. Мусукаева, был родоначальник чегемских таубиев (горских князей) Кучуковых и родственных им Балкаруковых и Барасбиевых Анфако. По имеющимся у А. Мусукаева сведениям, Анфако после смерти отца из-за постоянных ссор между братьями покидает родные края и переселяется в верховья р. Кумы. Вскоре он переезжает в Баксанское ущелье, где в столкновении со сванами погибает его сын Ифар. Далее, чтобы избавиться от новых стычек со сванами братья, Бий-Мырза и Жам-Мырза, сыновья Анфако, перебираются в соседнее ущелье и останавливаются в местечке на левом берегу р.Чегем (См.: Мусукаев А.И. Балкарский «тукъум». Нальчик, 1978, с. 34).
Здесь следует добавить, что Анфако, согласно данным другого автора, Ю. Асанова, не был выходцем из Абхазии. По его словам, Анфако был представителем известной темиргоевской фамилии Болотоковых. Сыновья же Анфако, после смерти отца в стычке со сванами, переселяются в Чегемское ущелье, в котором правил некий Берды-бий, свергают его и начинают там княжить (Асанов Ю.Н. Указ. соч., с. 141). От Баймурзы и Джамурзы происходят не три, как утверждает А. Мусукаев, а пять фамилий: это Малкаруковы (или Балкаруковы), Келеметовы (или Кереметовы), Барасбиевы, Кучуковы и Кожаковы.
В генеалогическом предании о происхождении некоторых карачаево-балкарских фамилий от Болотоковых нас заинтересовало имя их родоначальника Анфако, которое, будучи оформленным адыгским патронимическим формантом, тем не менее, содержит в своей основе абхазский теоним «Анцва». Согласный звук «цв» абхазского языка, присутствуя в адыгейском языке, отсутствует в кабардино-черкесском, где его заменяет звук «ф». Приведем несколько примеров: ацва («кожа» в абхазском языке) – фэ («кожа» в кабардино-черкесском языке), абазинское слово «чвзаба» (вдова) в языке кабардинцев и черкесов звучит как «фызабэ», абхазское слово «ацвыш» (бледный) звучит в языке восточных адыгов как «фагъуэ» и т.д. Таким образом, как нам кажется, имя Анфако гибридное, абхазо-адыгское. Оно состоит из основы «Анфа»  («Анцва»), что значит «Бог» и адыгского «ко» («къуэ») в значении «сын».
Учитывая, что имя Анфако возникло в ходе взаимодействия двух генетически близких ономастических систем, мы имеем все основания предположить, что в адыгской среде когда-то было распространено немало имен абхазского происхождения, а также и имена гибридного характера, возникшие в результате двуязычного словосложения.
В продолжение изучаемой темы хочется отметить, что ряд карачаево-балкарских фамилий, проявляя звуковое сходство с абхазскими фамилиями, тем не менее, никак не связан с абхазским этническим миром. Например, исследователю на первый взгляд может показаться, что балкарская фамилия Ачабаевых сходна с абхазской фамилией Ачба, а фамилия Деппуевых  может происходить от абхазской фамилии Допуа. Можно привести и иные примеры, однако результат подобного сопоставления фамильных основ может оказать исследователю медвежью услугу. Объясняется это тем, что фамилия, например, Ачабаевых получила начало от карачаевца  Ачабая Гочияева. А фамилия Гочияевых, в свою очередь, произошла от имеретинского князя Гочи Джапаридзе. Фамилия Деппуевых происходит от имени основателя Деппу, который являлся выходцем из атаула (ветви) Хажгериевых фамилии Узденовых.
О балкарских князьях Шакмановых, которые, судя по генеалогическим преданиям, являются родоначальниками фамилии Рабая, известно немало. Согласно одной из легенд, некто Басиат, явившийся в Балкарию с дружиной из Маджар, Венгрии или Крыма, стал родоначальником таких княжеских фамилий, как Абаевы, Шакмановы, Джанхотовы, Айдеболовы и Шахановы. Фамилия Айдеболовых, согласно фольклорным данным, разветвлялась еще на фамилию Тазритовых. В настоящее время  некоторые из Шакмановых проживают в силу различных обстоятельств в Турции и США, а кое-кто из них даже поменял свое фамильное имя на Кахармановых (Мусукаев А.И. Века родословий. Нальчик, 1997, с. 360).
В научной литературе имеются данные о черкесском происхождении родового союза Чибишлеров, ведший свое происхождение от пришельца Чибиша и включавший в свой состав фамилии довольно влиятельных карачаевских фамилий Каитовых, Каракотовых, Кипкеевых, Гебеновых и Доттуевых. Однако, данные, полученные нами от декана Черкесского филиала Таганрогского государственного радиотехнического университета Ислама Султановича  Кипкеева, опровергают эти материалы. Согласно нашему информатору, Кипкеевы и все фамилии, которые входят вместе с ними в родственный союз потомков Чибиша, происходят от абхазов.
Ранее считалось, что Чибишлеры происходят от кабардинской фамилии Шипшевых, однако, как выяснил М. Баразбиев, к Шипшевым Чибишлеры не имеют никакого отношения. Он приводит в своей работе несколько иную версию происхождения  потомков Чибиша. М. Баразбиев, в частности, пишет: «У Шипшевых  был крестьянин, владелец которого ударил его нагайкой, после чего этот крестьянин бежал от него на пегой лошади (Чубар), за что ему дали прозвище Чубар. Первоначально Чубар остановился в балкарских селениях Хулам и Безенги, но впоследствии перешел на жительство в Карачай. В Карачае Чубара сначала не принимали, но впоследствии, когда его сын Батыр выручил из плена мальчика, украденного двумя неизвестными, его увозившими, карачаевцы изменили к нему свое отношение, Чубар стал в Карачае родоначальником Каракетовых и отделившихся от них фамилий Гебеновых, Каитовых, Кипкеевых и Доттуевых. В Карачае, недалеко от селения Карт-Джурт, имеется местность, называемая "Батыровская балка", получившая свое наименование от того, что именно в этом месте Батыр подкараулил и убил похитителей мальчика» (Из Интернета).
В статье «Карачаево-балкарские фамилии адыго-абхазского происхождения» ее автор М. Баразбиев упоминает Калмыковых как потомков родоначальника, происходившего из Абхазии. Вот, что он пишет по этому поводу: «Российский исследователь Карачая дооктябрьского периода Б. Миллер, касаясь происхождения данной фамилии, писал, что она принадлежит к фамилиям, сама этимология которых указывает на их "заграничное" происхождение, то есть он считал, что Калмыковы прибыли в Карачай из Калмыкии. На самом же деле этимология фамилии Калмыковых в данном случае не совпадает с реальной историей ее генезиса. В частности, в списке карачаевских фамилий, составленном приставом Карачая Петрусевичем о Сеиде Калмыкове, сообщаются следующие данные: "...отец его выходец из Абхазии и родом из сословия Апхаве из рода Быгиева". Таким образом, мы видим, что род Калмыковых уходит своими корнями не в Калмыкию, как можно было бы заключить из этимологии фамилии, а в соседнюю для Карачая Абхазию. Следует отметить, что в одном из архивных документов уточняется, из какой именно области Абхазии происходили карачаевцы Калмыковы. Так, в документе от 1869 г. упоминается, что Магомет Хубиев направил в Абхазию с деловым поручением своего племянника Нану Хубиева совместно с «живущим с малолетства в Карачае цебельдинцем Сеид Калмыковым» ( Баразбиев М. Указ. соч. Из Интернета).
О своих абхазских предках вспоминает в ранее упоминавшейся нами работе и историк Кази Танаевич Лайпанов. «Жена моего предка по отцовской линии в седьмом колене Калабека Лайпанова была дочерью правителя Абхазии Шервашидзе-Чачба»,- пишет автор. «Сын Калабека,- продолжает он, - Джанхот Лайпан улу был в середине XVII века военачальником в абхазских повстанческих войсках, боровшихся против турецкого колониального ига, где был тяжело ранен, но умер дома – в Хурзуке. Вместе с ним воевали еще и другие карачаевцы, в т.ч. из Крымшамхаловых, Дудовых, Хубиевых и др.» (Лайпанов К.Т. Указ. соч., с. 53).
Абхазы в случае нападения на карачаевцев иноземных захватчиков неукоснительно приходили на помощь к своим соседям. Так же, в исключительных случаях на помощь к абхазам приходили и карачаевцы. Бывали даже случаи, когда  часть карачаевцев и балкарцев навсегда покидали свою родину из-за трагических событий.
«Карачаевцы и балкарцы, - пишет К.Т. Лайпанов, - через перевалы Тонгуз-Орун, Чиперский, Кичкене-Кольский, Махарский, Марухский, Санчарский переходили в Закавказье. Так, при нашествии монголов в XIII веке и Тимура в 1396 году, спасаясь от полного уничтожения, аланы-карачаевцы и асы-балкарцы в большом количестве ушли в Закавказье, где слились с местными народами» (Лайпанов К.Т. Указ. соч., с. 52-53).
Упоминая об абхазо-карачаево-балкарских контактах в военной сфере, К.Т.Лайпанов вместе с тем утверждает, что тюрки-савиры, переселившиеся «в Абхазию по приглашению  абхазов для их поддержки в борьбе с иноземными захватчиками», постепенно были ассимилированы в абхазской среде, после чего «тюркский элемент стал значительным в этногенезе абхазов» (Там же, с. 53). Здесь же автор попытался доказать происхождение абхазских княжеских фамилий Ачба и Чачба от тюрко-савирских ханов и князей.
Анализ основных сведений историко-генеалогического характера, существующих в научной литературе по поводу происхождения фамилий Ачба и Чачба опровергают утверждения карачаевского историка К.Т. Лайпанова и прямо указывают на абхазское происхождение интересующих нас фамилий.
С точки зрения представлений абхазов, а также согласно данным абхазоведческой науки, фамильные имена абхазских великих князей Ачба и Чачба никак не связаны  с понятиями пищи и волос, как об этом утверждает К.Т.Лайпанов.  Абхазы, к примеру, утверждали, что Ачба на старом их языке значит «князь», а Чачба - «над князем князь». Несмотря на то, что фамилия Чачба фиксируется в письменных источниках гораздо ранее фамилии Ачба, последняя признается всеми абхазскими исследователями более древней и знатной. Если фамилия Чачба фиксируется в грузинизированной форме «Чачас-дзе» во второй половине ХI века, но появилась гораздо ранее этой даты, то фамилия Ачба появилась за несколько столетий до Чачба. И, естественно, за это время данная фамилия (Ачба) могла исказиться до неузнаваемости. На факт искажения фамильного имени Ачба указывают грузино-мегрельские формы его написания - Анчабадзе и Анчбая. Фамильное имя Чачба произошла от Ачба уже после искажения этого фамильного имени. Исключив из грузино-мегрельских форм написания фамилии Ачба неабхазские форманты, мы получаем первоначальную форму фамилии Ачба - это Анчаба – Анчба, что означает по-абхазски «сын Бога», «сын Анцва (Анча)». Поэтому становится понятным, почему Ачбовых считают в народе древнейшими жрецами наиболее могущественных абхазских святынь. Традиции обожествления царской власти, генеалогически происходившей от сословия жречества, связанного с почитаемыми в народе святилищами (Аныха), и предопределили возникновение  фамилии Анчаба – Анчба.
Если бы первоначальная форма фамилии Ачба не звучала как «Анцваба – Анчаба» и не означала «сын Бога», то средневековые грузинские авторы, прекрасно знавшие абхазскую религиозную терминологию, вряд ли зафиксировали бы ее в форме «Анчабадзе». Самое известное абхазское слово того времени «Анцва-Анча»  неоднократно упоминается в работах грузинского царевича Вахушти Багратиони: «К востоку и к западу от Чороха, на скате Испирис-мты, находится церковь Спаса, Анча, с куполом, большая, благолепная, на живописном месте, с резиденцией епископа, пастыря Лиганис-хеви» (Царевич Вахушти. География Грузии. Тифлис, 1904, с. 174). Вахушти также объясняет и содержание религиозного термина «Анчи» (одна из форм написания  абхазского термина «Анцва»). Согласно ему, Анчи – это обозначение храмовой иконы анчийской, находившейся в  тифлисском Анчисхатском соборе. А, судя по подиконной надписи, она (икона Анчи) была привезена из Эдессы в Константинополь, «но когда Лев Исавр (717-741) и другие иконоборцы появились, тогда ее привезли в Кларджети и поставили в кафедральной анчийской церкви» (Царевич Вахушти. Указ. соч., с. 17).
Фамилия Чачба появилась в результате удвоения фамильной основы «Ачба». В вопросе происхождения этой великокняжеской фамилии мы склонны согласиться с утверждением известного абхазского литературоведа Дениса Чачхалиа, опубликованным в качестве комментария к книге Карлы Серены «Путешествие по Абхазии» (Москва, 1999). Согласно этому утверждению, грузинский царь Давид Возобновитель в 1124 году передал Абхазию в качестве наследственного владетельства ширванской (совр. Азербайджан) ветви абхазской великокняжеской фамилии Чачба, за которой в дальнейшем закрепилось прозвище Ширваншис-дзе (Ширванские), впоследствии ставшее их вторым фамильным именем в виде Шервашидзе.
В укреплении традиционных связей между абхазами и карачаево-балкарцами очень важную роль играли и различные формы некровного родства. Многие абхазские и карачаево-балкарские фамилии были связаны между собой узами аталычества и побратимства.
Обычай аталычества навечно сблизил друг с другом представителей абхазской фамилии Куцниа и карачаевского рода Наурузовых. Об этом, в частности, сообщал профессор Ш.Д. Инал-ипа: «У отца Барака Квициния (с. Атара) не выживали дети: родившись, они вскоре же все умирали, Когда мать Барака была им беременна, знахари посоветовали будущего ребенка немедленно после рождения отдать для воспитания в сторону. Родители так и поступили. Как только родился Барак, тотчас же, даже и не показав матери, отдали его аталыку из карачаевского рода Наурызов на Северном Кавказе. Интересно, что когда забирали мальчика, вынесли его не как обычно через дверь, но вырыли землю под дверью и таким образом провели из-под порога» (Инал-ипа Ш.Д. Труды. Сухуми, 1988, с. 83).

5

Анализ работы по выявлению этногенетических связей между абхазским и карачаево-балкарским народами, изучению истоков происхождения абхазских и карачаево-балкарских фамилий приводит к бесспорному выводу о наличии родства между некоторыми фамильными группами абхазов и карачаево-балкарцев. Этногенетические и генеалогические взаимосвязи абхазов и карачаево-балкарцев обусловлены схожим развитием исторических судеб, территориальной близостью, миграционной активностью населения в дореволюционные годы и интенсивностью культурного и экономического общения.
Установленные факты родства между целым рядом абхазских и карачаево-балкарских фамилий дают нам возможность утверждать, что к абхазам и абазинам наиболее близки карачаевцы, чем балкарцы. Если в составе балкарского народа встречается лишь несколько фамилий абхазо-абазинского происхождения, как, например, Апсуваевы,  часть Байрамкуловых, Богатыревы, Боттаевы, Геккиевы, Джапуевы, Жоччаевы и некоторые другие, то среди карачаевцев встречается гораздо больше фамилий абхазо-абазинского происхождения. Это такие фамилии, как Абазаевы, Абазалиевы, Аджиевы, Берекетовы, Биджиевы, Богатыревы, Джатдоевы, Калмыковы, Каитовы, Каракотовы, Кипкеевы, Козбаевы, Кубановы, Семеновы, Тамбиевы, Хасановы, Хачировы, Хубиевы, Чегембаевы и многие другие. Наличие в среде карачаевского народа более солидного процента фамилий абхазского происхождения объясняется территориальной близостью Абхазии и Карачая, граничащих друг с другом по Главному Кавказскому хребту. В составе же абхазского народа встречаются лишь две фамилии, а именно Акарач и Карчаа. Представители фамилии Акарач ныне встречаются только на территории Турции, в местечке Агапынар-Кейю, а представители малочисленной фамилии Карчаа и поныне проживают на территории Республики Абхазия.
Среди абхазских и карачаево-балкарских фамилий немало сходных, созвучных фамильных имен, совпадающих как по своим корням, так и по фамильно-патронимическим формантам. Часть из них, безусловно, имеет абхазское или абхазо-абазинское происхождение, другая часть – карачаево-балкарские истоки в генеалогии, третью же часть мы относим к группе созвучных фамилий без намека на их кровное родство между собой.
Итак, в среде карачаевцев и балкарцев встречаются следующие фамилии, которые проявляют явное сходство с фамилиями абхазов. Это такие фамилии, как Абазаевы (от этнонима «абаза» в значении «абхаз», «абазин»), Абазалиевы, Агерджановы (сравните с фамилией Гырджын из горного абхазского общества Дал-Цабал), Аджиевы (Ажиба или Аджба), Акаевы (Акаба), Акушуевы (Акушба), Алтуевы (Алтба или Алтейба), Анаевы (Анба), Апсуваевы (от этнонима «апсуа» в значении «абхаз»), Аргуяновы (Аргун), Асановы (Асанба), Атаевы (Атейба), Ахияевы (Ахиба),  Ашашаевы (ср. с абхазским словом «ашаша» в значении «яркий» или с фамильным именем Шаше, являющимся вариантом  фамилии Чачба, известным среди шапсугского племени адыгов), Берекетовы (происходят от абхазов из рода Гожба), Биджиевы (Абиджба), Габараевы (Габраа или Габриа), Гемуевы (Гемуа), Гериевы (Гериа), Гочуевы (Гочуа), Гулиевы (Гулиа), Гумаевы (Гумба или Агумаа), Кациевы (Кациа), Козбаевы (Куадзба), Караевы (Карба), Карчаевы (Карчаа), Лайпановы (Лапан-ипа), Маршанкуловы (Маршаниа), Нанаевы (Нанба), Тамбиевы (Тамбиа), Трамовы (Трамба), Чанаевы (Чанба), Чегембаевы (Чегем или Чегемба), Чочуевы (Чочуа), Шереметовы (Шармат) и другие.
В ходе изучения этногенетических и генеалогических взаимосвязей между различными народами исследователи сталкиваются со сложными проблемами в деле определения реальной истории происхождения тех или иных фамилий.
Во-первых, лингвистическая принадлежность фамильного имени, порой, не отражает подлинных истоков происхождения фамилии. Например, Калмыковы, проживающие в Карачаево-Черкесской республике, упоминаются М. Баразбиевым как потомки родоначальника, происходившего из Цебельды в Абхазии, но не из Калмыкии.
Во-вторых, совпадение основ фамильных имен не всегда свидетельствует о наличии генетических связей между их носителями. Например,  карачаевские фамилии Хубиевых, Хасановых, Хачировых, Биджиевых и некоторых других признаются различными авторами поколением шатбэклэров, происходящих от Шат-бека из абазинского племени кизилбеков. Сами абазинские князья Кизилбековы происходят, согласно их генеалогическим преданиям, от ветви абхазских князей Маршаниа. Но потомки Шат-бека  не являются однофамильцами абхазов Шат-ипа, которые происходят от абхазской фамилии Чаабалырхуа.
В-третьих, генеалогические предания, сообщаемые исследователям представителями тех или иных фамилий, довольно часто не соответствуют действительности. Подобные сообщения весьма усложняют работу ученых и вносят путаницу в уже сформировавшиеся версии происхождения известных фамильных групп. Так, например, о своем абхазском происхождении практически единогласно заявляют представители многочисленной и влиятельной карачаевской фамилии Хубиевых, а Хубиевы - абазины, которых, к тому же, известны среди абазин под исконно абазинским наименованием Джьгытыраа, заявляют о своем карачаевском происхождении.
Вкратце, результаты проведенной нами работы выявляют многочисленные факты родства между абхазскими и карачаево-балкарскими фамилиями, и, прежде всего, происхождения целого ряда карачаевских и балкарских фамилий от абхазов и абазин.
Абхазо-абазинские истоки в своем происхождении имеет фамилия Хубиевых. Этимологическое значение данного фамильного имени определяется как «сын гор (скалы)», «горец». К Хубиевым по кровному родству и происхождению наиболее близки Хасановы, Хачировы и Биджиевы. От Хубиевых происходят пятигорские Машуковы. Вместе со своими ближайшими родственниками из указанных фамилий Хубиевы входят в т.н. Шатбековскую фратрию, родоначальник которой, Шат-бек, происходил от абазинского племени кизилбековцев.
Утверждение карачаевского историка К.Т. Лайпанова об исконно карачаевском происхождении шатбековцев не соответствует действительности. Ученый также дает ошибочную этимологию имени Шат-бек. Имя Шат, по мнению К.Т. Лайпанова, происходит от тюркского слова «шад» («князь»), «бек» - также переведен автором как «князь». Во-первых, имя Шат относится к исконно абхазским именам и происходит оно от абхазского слова «ашата», что означает «щадящий», «уважающий». Значение второго элемента, «бек», более широкое и означает господина, начальника, главу племени и помещика.
В работе приведены данные, подтверждающие происхождение таких фамилий, как Кубановы, Богатыревы, Джатдоевы, Козбаевы, Апсуваевы, Шереметовы, Тамбиевы, Боттаевы, Джапуевы, Уртеновы, Кипкеевы, Калмыковы.
Анализ материалов историко-генеалогического характера опровергает утверждение карачаевских историков о тюркском или тюркско-савирском происхождении абхазских владетельных князей Ачба и Чачба. Как мы считаем, фамилия Ачба возникла гораздо ранее второй половины XI века, когда в письменных источниках впервые фиксируется фамильное имя «Чачба» в грузинизированной форме «Чачас-дзе». Фамильное имя Чачбовых  произошло в результате удвоения основы «Ач» фамилии Ачба уже после ее лингвистического искажения. Первоначальной формой фамилии Ачба является Анцваба-Анцвба (Анчаба-Анчба), что в переводе с абхазского языка означает «сын Бога».
В заключении считаем необходимым отметить важность продолжения начатой работы по выявлению этногенетических и генеалогических связей между абхазским и карачаево-балкарским народами. Абхазским и абазинским ученым нужно провести несколько совместных экспедиций по выявлению генеалогических материалов в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. Считаем целесообразным провести в Сухуме и Черкесске  научные конференции с участием всех тех ученых, которые занимаются изучением генеалогии абхазских и северокавказских фамилий. Для укрепления и углубления абхазо-карачаево-балкарских связей и гармонизации межнациональных отношений на Кавказе чрезвычайно важно было бы провести, например, в Сухуме съезд глав и представителей  северокавказских (и, в частности, карачаево-балкарских) фамилий с публикацией выступлений его участников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абазины. Историко-этнографический очерк. – Черкесск, 1989.
2. Акаба Л.Х. Исторические корни архаических ритуалов абхазов. – Сухум, 1984.
3. Асанов Ю.Н. Родственные объединения адыгов, балкарцев, карачаевцев и осетин в прошлом. – Нальчик, 1990.
4. Баразбиев М.И. Карачаево-балкарские фамилии адыго-абхазского происхождения // «Эльбрус». – Нальчик, 1999, №1.
5. Бейтуганов С.Н. Кабардинские фамилии: истоки и судьбы. – Нальчик, 1989.
6. Блиев М.М., Бзаров Р.С. История Осетии с древнейших времен до конца XIX  века. – Владикавказ, 2000.
7. Зухба С.Л. Типология абхазской несказочной прозы. Майкоп, 1995.
8. Инал-ипа Ш.Д. Вопросы этно-культурной истории абхазов. – Сухум, 1976.
9. Инал-ипа Ш.Д. Труды. – Сухуми, 1988.
10. Ионова С.Х., Татаршао А.Х. Из истории абазинской ономастики // Современные проблемы кавказского языкознания. – Сухум, 2000. С.160.
11. Карла Серена. Путешествие по Абхазии. – Москва, 1999.
12. Кодзоев Н.Д. История ингушского народа: с древнейших времен до конца XIX века.- Магас, 2002.
13. Кудрявцев К. Сборник материалов по истории Абхазии. – Сухум, 1922.
14. Лавров Л.И. Абазины  //  Кавказский этнографический сборник. – Москва, 1955. Том 1.
15. Лайпанов К.Т. Этногенетические взаимосвязи карачаево-балкарцев с другими народами. - Черкесск, 2000.
16. Маан О.В. Из истории фамильных имен абхазов // Абхазоведение. – Сухум, 2003. Выпуск II.
17. Мусукаев А.И. Балкарский «тукъум». – Нальчик, 1978.
18. Мусукаев А.И. Века родословий. – Нальчик, 1997.
19. «Новый день» (газета на абхазском языке). – 2004, март.
20. О происхождении балкарцев и карачаевцев. Материалы научной сессии по проблеме происхождения балкарского и карачаевского народов. 22-26 июня 1959 года. Нальчик, 1960. С.242-244.
21. Темирова Р.Х. О родословной адыгского просветителя П.И. Тамбиева // Генеалогия Северного Кавказа. – Нальчик, 2002, № 2. С.29.
22. Царевич Вахушти. География Грузии. – Тифлис, 1904.


Вы здесь » Dasania iforum. Форум Дасаниа » Науки » Абхазы, карачаевцы и балкарцы: фамильные схождения