Знакомство с генеалогическими преданиями и фольклорными материалами абхазов позволяют утверждать, что происхождение абхазских фамилий сравнительно  древнее. Тем не менее, говоря словами известного абхазского ученого, профессора Ш.Д. Инал-ипа, редкий абхазский род, если не считать фамилию владетельных князей, зафиксирован в письменных источниках    ранее XVII века (Инал-ипа, 1965, с. 407).
Наиболее ранним источником, впервые зафиксировавшим фамильное имя абхазских владетельных князей из рода Чачба в грузинизированной форме «Чачас-дзе» и упомянувшим предводителя абхазских войск Куабулела Чачас-дзе Отаго является «Летопись Картли» («Матианэ Картлиса») – одно из    значительных сочинений в своде древнегрузинских летописей «Житие Картли» («Картлис цховреба»). «Летопись Картли» была составлена во второй половине XI века неизвестным автором из Восточной Грузии, являвшимся современником описанных в конце летописи событий.
Первым наиболее крупным и ценным источником, зафиксировавшим не одно, а сразу несколько абхазских фамильных имен, является сочинение     турецкого путешественника XVII века Эвлии Челеби «Книга путешествия». В нем автор впервые сообщил «сведения о жителях (Абхазии – Д.Д.), подчиненных определенному роду» (Анчабадзе, 1956, с. 270), ошибочно отнесенных автором к племенам. В работе Челеби приводит интересные сведения о следующих абхазских «племенах»: чач, арлан, чанда, кечи и арт, названия которых связаны с фамилиями наиболее влиятельных абхазских князей и дворян Чачба, Арлан, Цанба, Гечба и Ардба. Также Э. Челеби описывает область Садз, а также «племя камыш» (хамыш).
Говоря о них, Эвлия Челеби писал, что люди племени «чач» - «не все они одного вероисповедания», «это разбойничий, отважный народ». Беи (князья) племени «арлан» – справедливые. Племя чанда – «храбрый народ», а племя «кечи» – гостеприимное и храброе, храбрее, чем племя «арт». Большинство людей из племени «арт» занимаются торговлей, «правдивый народ». Люди из области Садз, согласно Челеби, занимаются товарообменом. Они «свободно говорят на черкесском и абхазском языках», их племя состоит из семи тысяч «храбрых, сильных бахадыров (богатырей)». «Остерегаясь их козней, черкесы и [другие] абаза постоянно [должны быть] начеку». Люди племени  «камыш» считают, что «человек, не занимающийся грабежом, - жалкий неудачник», «потому они и не допускают таких в общество и не дают им [в жены] девушек». «Среди них, - писал Челеби, - есть абаза, приехавшие из Топхане, из Стамбула и из Египта». «У них много мечетей  и много мусульман с семьями и домочадцами». В целом же племена народа «абаза» - «непокорный и мятежный» народ «числом многие сотни тысяч» (Челеби, 1983, с. 49-51).
Давая описание страны Абаза, Эвлия Челеби пишет, что «с востока на запад, до племени кутаси, область абаза простирается в длину на полных сорок стоянок, а в ширину – на пять стоянок», а «на протяжении этих сорока стоянок в этой области протекает сорок больших рек». «Говорят, - продолжает путешественник, - что [в этой стране] две тысячи сел, но об этом я не могу знать». Далее автор подчеркивает, что население страны Абаза не платит ни харадж, ни налоги с урожая виноградников и садов, ни ашар, ни какие-либо другие налоги. Численность  «непокорного и мятежного» народа достигает «многие сотни тысяч» (Челеби, 1983, с. 54).
Сын грузинского царя Вахтанга VI, известный грузинский историк XVIII века Вахушти Багратиони в своих работах также упоминает фамилии абхазского происхождения и пишет о нравах абхазского народа. Перечисляя фамилии «старинных мтаваров», Вахушти Багратиони упоминает фамилии Марушисдзе, Качибадзе, Абазадзе, Шарвашидзе, носители которых, по имеющимся в абхазоведении материалам, являются абхазами по происхождению.
Далее, теперь уже указывая фамилии «современных мтаваров», Вахушти первым долгом называет фамилию знатнейших феодалов Бараташвили, владевших «эриставствами Гачиани и Гардабани, к югу от Тифлиса до Лори-Панавара». Здесь же автор указывает, что «они (т.е. Бараташвили – Д.Д.) происходят от Качибадзе, что подтверждается гуджарами и сигелями их, пожалованными им царями» (Вахушти, 1904, с. 19).
Качибадзе, в свою очередь, происходит от фамилии абхазских князей из рода Гячба (Гечба), о чём пишет и грузинский историк Д.В. Гвритишвили  (Гвритишвили, 1961, с. 77). «Предки Бараташвили, - пишет Д.В. Гвритишвили, - прибыли в Картли из Абхазии в X-XIII вв. Они носили фамилию Качибадзе. Они постепенно основывают свое могущество на развалинах владений Багваш-Орбели, становятся владельцами Орбети и Самшвилде, и «Саорбело» превращают в «Сабаратиано» (Гвритишвили, 1961, с. 77).
Продолжая свой рассказ о фамилиях Бараташвили и других мтаваров, Вахушти пишет, что «Зурабисшвили, Иаралисшвили и Солагашвили, говорят не Баратовы, но их угодия и склепы обнаруживают, что они те же (Баратовы)». Здесь же историк упоминает и две другие фамилии – Мачабели и Анчаписдзе, которые, как известно, происходят от абхазской великокняжеской фамилии Ачба. Царевич прямо отмечает, что «Мачабели говорит, что он – Анчаписдзе и прибыл из Абхазии, но (фамилия) новая». Далее автор упоминает Шарвашидзе, «владеющий абхазами самостоятельно» и более низшего «Анчападзе». Говоря о гурийских представителях фамилии Шарвашидзе, Вахушти Багратиони указывает, что их предок «прибыл из Абхазии» (Вахушти, 1904, с. 19-21).
Работа Вахушти Багратиони представляет собой большую ценность и потому, что практически впервые фиксирует абхазские по происхождению    топонимы и гидронимы, встречающиеся на территории Грузии, в том числе и те из них, которые связаны с абхазскими фамильными именами. Среди них мы хотели бы упомянуть названия горы Шарвашети (ср. с фамилией Шарвашидзе), рек Алгети и Лухуни (ср. с абхазскими названиями сел Алгыт и Лыхны), владения князей Бараташвили Гачиани (по-абхазски Гьачны), церквей Анчисхати и Анча (ср. с абхазским названием Бога Анцва – Анча), селений Ананури и Хада («Нан» - абхазская «богиня-мать», а «Хада» по-абхазски «главный»), местности Нуа (ср. со старинной абхазской фамилией Ануа) (Вахушти, 1904, с. 42, 48-51, 57, 73, 74, 98, 174, 216).
Кстати, о том, что фамилия Качибадзе, от которой произошли представители рода Бараташвили, является грузинской формой абхазской княжеской фамилии Гячба (Гечба) писал С.Н. Джанашиа (Инал-ипа, 1976, с. 404). По нашему мнению, на происхождение фамилии Качибадзе и их потомков Бараташвили от Гячба, вместе с генеалогическими материалами, указывает и топоним Гачиани (по-абхазски Гьачны – Гячны) – название владения князей Бараташвили. В основе данного топонима лежит фамильное имя Гячба (в абхазском языке Гьачба), оформленное с помощью абхазского словообразовательного форманта «ны», имеющего локативное значение. «Гьачны» (Гячны), в целом, переводится с абхазского языка как «местность Гячбовых».
В Санкт-Петербурге в 1836 году одним из выдающихся деятелей адыгской культуры Хан-Гиреем была издана книга «Записки о Черкесии». Хотя написать работу, посвященную Черкесии, Хан-Гирею было поручено русским царем, труд был начат автором по собственной инициативе. Нас эта книга заинтересовала по той причине, что в ней имеются упоминания ряда кабардинских, абадзехских и шапсугских фамилий, носители которых встречаются как среди адыгов, так и среди абхазов и абазин. В частности, указывая фамилии дворян Большой и Малой Кабарды, автор упоминает (правда с большим количеством ошибок) Кклшбий-хе (возможно, Клычба), Алескер (Абраскил?), Эшябе-хе (Эшба?), Азепшь-хе (Дзяпш-ипа?). Хан-Гирей также упоминает и шапсугские фамилии вольных земледельцев: Дярме-р (Дармаа?), Бхгене-р (Бганба?), Ххантуо-р (Хинтуба?), Кое-р (Акаюба, Каюаа?), Шмдте-р (Шаматаа?), Наше-р (Аншба?), Сшоумене-р (Швманиа или Симониа?), Меше-р (Мышвба или Мушба?), Н-бе-р (Анба?), Ввдицее-р (Авидзба?), Дзе-р, например, Дзе-р Донекей (Джыр-ипа, Джыр-ипа Данакай?) (Хан-Гирей, 1992, с. 14, 39).
В 1857 году в IV книге «Записок Кавказского отдела Русского Географического Общества» впервые были опубликована статья Л.Я. Люлье, написанная им в первой половине XIX века «О Натухажцах, Шапсугах и Абадзехах» (Люлье, 1990, с. 17-23). Нас данная статья заинтересовала тем, что в ней имеются сведения о некоторых натухайских, шапсугских и абадзехских фамилиях, наименования которых встречаются среди абхазского населения в самой Абхазии, а также в Турции, Сирии и иных зарубежных странах. Мы имеем в виду такие, как Туко (северокавказские Туковы, например, произошли от абхазов Мацба), Ту (ср. с Туйба), Нашь (ср. с Аншба), Сумен (ср. с Симониа – Швманиа), Бгане (ср. с Бганба), Шеуген (ср. с Шуген), Хаху (ср. с Хахуба – Хахубиа), Кудь (ср. с Кудба), Цюнтыз (ср. с Цвынтыз), Усий (ср. с Уасиа – Осиа), Шу (ср. с Ашуба), Екуас (ср. с Айкусба), Мат (ср. с Матуа) (Люлье, 1990, с. 20).